В норме к 4 годам ребенок должен
уметь правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но
многие малыши, в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр,
затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.
Предлоги можно скомпоновать в
следующие группы:
1. Предлоги (в, на, под, за, около)
– по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в,
из) – направление действия предметов или объектов.
3. Предлоги (по, между, с, перед,
передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
4. Предлог (у) – наличие
какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги (для, о, об) –
направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Сначала необходимо дать детям
понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении (т.е.
без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или
иные действия). Например, предложите ребенку выполнить такие действия:
- «Положи карандаш…книгу»; «Положи
мяч …. стул»
Он не сможет выполнить это
задание, пока не будет назван предлог.
И теперь переходим к практическим
действиям.
Играем в прятки
Возьмите в руки любимую игрушку
ребенка, например, Мишку. Предложите ребенку поиграть с ним в прятки. Скажите:
«Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик, или любой другой предмет),
а Мишка – ее искать».
Мишка закрывает глаза (поверните
игрушку мордочкой к стене), Вы с ребенком в это время прячете конфету. Затем
Мишка открывает глаза и начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом Мишка, будто
бы, говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место:
- «Где же они конфету
положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под
столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в
столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около
стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку).
В этой игре идет накопление
пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию
малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет. Например, зайка может искать
настоящую морковку, кукла – бантик и т.д.
А для закрепления понимания
предлогов можно использовать следующие задания:
Комментариев нет:
Отправить комментарий