суббота, 22 апреля 2017 г.

Знакомимся с предлогами


В норме к 4 годам ребенок должен уметь правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши, в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр, затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.
 Предлоги можно скомпоновать в следующие группы:
1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении (т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия). Например, предложите ребенку выполнить такие действия:
- «Положи карандаш…книгу»; «Положи мяч …. стул»
 Он не сможет выполнить это задание, пока не будет назван предлог.
И теперь переходим к практическим действиям.
Играем в прятки 
Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например, Мишку. Предложите ребенку поиграть с ним в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик, или любой другой предмет), а Мишка – ее искать».
Мишка закрывает глаза (поверните игрушку мордочкой к стене), Вы с ребенком в это время прячете конфету. Затем Мишка открывает глаза и начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом Мишка, будто бы, говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место:
-  «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку).
 В этой игре идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик и т.д.
А для закрепления понимания предлогов можно использовать следующие задания: