четверг, 20 октября 2016 г.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Прежде, чем приступить к выполнению дыхательной гимнастики, обратите внимание на основные рекомендации:
  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении;
  • Занимайтесь ДО приема пищи;
  • Одежда должна быть свободной, не  стесняющей движений;
  • Вдыхать воздух необходимо через рот, нос, выдыхать - через НОС;
  • В процессе выполнения дыхательной гимнастики НЕ напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе);
  • После выдоха перед новым вдохом следует сделать остановку на 2-3 секунды
Какие упражнения Вы можете выполнить дома?...Ну, например, следующие:




понедельник, 10 октября 2016 г.

Родителям нынешних и будущих первоклассников...

Поступление  в школу – один из наиболее важных периодов в жизни детей. Весь уклад жизни ребенка меняется. Поэтому, необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
            Период адаптации первоклассников к школе может длиться от двух до шести месяцев. Это зависит от многих факторов:
·         индивидуальные особенности ребенка;
·         характер взаимоотношений с окружающими;
·         степень подготовленности ребенка к школьной жизни;
            После первых месяцев с начала учебного года уже можно сделать выводы, как проходит адаптация вашего первоклассника к школе.
            Признаки успешной адаптации: 
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
 - успешное усвоение учебной программы;
- самостоятельность ребенка при выполнении им учебных заданий;
 - удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
            Если большинство из перечисленных признаков не присущи вашему ребенку, то  первокласснику требуется ваша помощь, чтобы освоиться в новой для себя роли.  Именно в этот период требуется максимальное участие родителей в жизни ребенка.

Советы родителям первоклассников

1.      Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. 
       Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.                                             
2.      Обсудите    с    ребенком    те     правила    и    нормы,     с     которыми он встретился в школе.                                                                             
      Объясните   их   необходимость    и    целесообразность.    Если    ребенок совершил    какой-то    негативный    поступок,   постарайтесь    дать   ему возможность   самому   проанализировать  последствия данного поступка. Когда   вы  высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка.
3.      Запаситесь терпением.
 С пониманием относитесь к тому, что у вашего ребенка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным.  Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
4.      Соблюдайте режим дня.
Составьте   вместе  с  первоклассником распорядок  дня,  следите  за  его соблюдением.    Ребенок   должен иметь  полноценный  сон   и   питание, прогулки,    посильную физическую    нагрузку    (упражнения,   игры, интересную  для  него домашнюю  работу),  а также отдых  и  свободное время. Постарайтесь выделить  ребенку  в  доме его личную территорию – свою  комнату  или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо   личное время,  в  которое  он  может  заниматься  тем,   чем хочется   именно ему.
5.      Не пропускайте  трудности.                                                 
Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
6.      Хвалите ребенка.
Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.
7.      Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.
            Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику. Именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
Правила для родителей

1.      Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается  стрессом для 6–7-летних детей. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.                      
 2.   Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более    10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребенку физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
2.      Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
3.      Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
                И еще...Хоть наши любимые чада  уже и стали школьниками, но по сути они - ДЕТИ!!! А все дети любят и живут сказками. Нашла в своей методической копилке чудесную книжку,  содержащую коррекционные сказки, которые обязательно помогут быстрее и легче Вашему первокласснику адаптироваться к школе. Переходите по ссылке, скачивайте и читайте! Успехов Вам и Вашим деткам!

Речевые игры для детишек 3-4 лет









Веселая математика

1. Чудесные математические пазлы помогут закрепить Вашему ребенку прямой и обратный счет в пределах 10. Распечатайте, разрежьте, перемешайте и пусть малыш складывает :)

























2. Сосчитай и раскрась:


воскресенье, 9 октября 2016 г.

Изучаем дни недели

Когда следует начать изучение дней недели?
Да с самого раннего возраста!!!
Дети будут слышать названия дней недели и постепенно привыкать к этой информации. Объясните ребенку, что в неделе 7 дней. Первые пять (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) - это рабочие дни; в эти дни взрослые работают, а дети ходят в детский сад или в школу. Последние два дня (суббота и воскресенье) - это выходные дни; в эти дни люди отдыхают.
Для более точного понимания ребенком Вашего рассказа, сопроводите его более точными характеристиками каждого дня. Например, в понедельник ты встречаешься с бабушкой, во вторник ты идешь на танцевальный кружок и т.д. 

Способы обучения дням недели
Чтобы ребенку  было нагляднее и интереснее изучать  названия дней недели, в домашних условиях можно изготовить различные пособия.

Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей. Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 - 7 точек), подписываем, можно нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делаете в этот день (понедельник – ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник – посещаем бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы можно было передвигать её по дням недели.

Поезд с окошками. Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели – те ставни и открыты. (В образце - нужный день недели отмечен воздушным шариком)



Цветик – семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.

Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем, подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь сказочный герой или сам ребенок (вырезанный из фотографии и наклеенный на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие, например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.

Обыгрывание наглядного материала
С помощью изготовленных  пособий мы не только констатируем название наступившего дня, но и обыгрываем и обговариваем следующие моменты:
Расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели.
Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого?
Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника.
Назови и покажи рабочие и выходные дни.
Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.
Назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника.
Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет завтра (послезавтра).
Какой день справа от синей карточки? Справа от голубой?
Этот день выходной? Этот день идет после вторника?
 
Быстро запомнить  названия дней недели помогает физминутка  Дни недели.
Рассказывайте стихотворение и вместе с ребенком изображайте движения, соответствующие  тексту:
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в  воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».

...или веселое стихотворение Муха - чистюха
Жила-была муха-чистюха. 
Все время купалась муха. 
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ 
В отличном клубничном варенье. 
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке, 
Во ВТОРНИК - в томатной подливке, 
В СРЕДУ - в лимонном желе, 
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле. 
В ПЯТНИЦУ - в простокваше, 
в компоте и в манной каше… 
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала : - Я больше не в силах! 
Ужжжасно, ужжжасно устала, 
Но, кажется, чище не стала!
                               (Ян Бжехва) 

Помогут изучить дни недели следующие видео:
 https://www.youtube.com/watch?v=CcATy4qT3AM

Закрепление
Для закрепления  изучаемых понятий можно использовать игры.
 
В среду мы не хлопаем
Вы называете  любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!
 
Будь  внимательным
Вы называете  разные слова, в том числе и  дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.
 
Выходные  – будни
Если вы называете  будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в  игрушки, пишет, рисует. Если выходной – хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.
 
Кидаем  мяч
Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.
Игрушки и дни недели
Рассадите перед  ребенком 7игрушек и предложите раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает  и называет: «Зайчику – понедельник, лисичке – вторник и т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.
 
Вопросы-ответы
Садитесь с  ребенком на пол и катаете друг другу мяч. Вы спрашиваете, ребенок  отвечает:
- Сколько дней  в неделе?
- Назови два выходных дня.
- Как называется  второй, четвертый, третий, пятый  день недели?
- Какой день недели первый? 
- Какой день недели последний?
- Какой день  недели идет после среды? Перед  вторником?
- Какой день  недели спрятался между средой  и пятницей?
-Сколько в  неделе дней? Сколько выходных? Сколько  будней?
 
Карточки  с цифрами
У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете  день недели, ребенок показывает соответствующую  карточку, понедельник – 1, вторник  – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно  заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.

"Повторение - мать учения!". Еще раз об артикуляционной гимнастике.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

     Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
     Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.
     Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.
      Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
     Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.
     Количество повторений артикуляционных упражнений варьируются в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.
     Статическая нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка. Если в начале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличивается до 5-10.


             Итак, начинаем...



Если нарушено произношение свистящих звуков...



Если нарушено произношение шипящих звуков...




Если нарушено произношение сонорных звуков Л-ЛЬ...





Если нарушено произношение сонорных звуков Р-РЬ...




      Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.Не игнорируйте ее, уважаемые родители!