Страницы

воскресенье, 9 октября 2016 г.

Изучаем дни недели

Когда следует начать изучение дней недели?
Да с самого раннего возраста!!!
Дети будут слышать названия дней недели и постепенно привыкать к этой информации. Объясните ребенку, что в неделе 7 дней. Первые пять (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) - это рабочие дни; в эти дни взрослые работают, а дети ходят в детский сад или в школу. Последние два дня (суббота и воскресенье) - это выходные дни; в эти дни люди отдыхают.
Для более точного понимания ребенком Вашего рассказа, сопроводите его более точными характеристиками каждого дня. Например, в понедельник ты встречаешься с бабушкой, во вторник ты идешь на танцевальный кружок и т.д. 

Способы обучения дням недели
Чтобы ребенку  было нагляднее и интереснее изучать  названия дней недели, в домашних условиях можно изготовить различные пособия.

Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей. Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 - 7 точек), подписываем, можно нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делаете в этот день (понедельник – ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник – посещаем бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы можно было передвигать её по дням недели.

Поезд с окошками. Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели – те ставни и открыты. (В образце - нужный день недели отмечен воздушным шариком)



Цветик – семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.

Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем, подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь сказочный герой или сам ребенок (вырезанный из фотографии и наклеенный на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие, например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.

Обыгрывание наглядного материала
С помощью изготовленных  пособий мы не только констатируем название наступившего дня, но и обыгрываем и обговариваем следующие моменты:
Расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели.
Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого?
Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника.
Назови и покажи рабочие и выходные дни.
Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.
Назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника.
Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет завтра (послезавтра).
Какой день справа от синей карточки? Справа от голубой?
Этот день выходной? Этот день идет после вторника?
 
Быстро запомнить  названия дней недели помогает физминутка  Дни недели.
Рассказывайте стихотворение и вместе с ребенком изображайте движения, соответствующие  тексту:
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в  воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».

...или веселое стихотворение Муха - чистюха
Жила-была муха-чистюха. 
Все время купалась муха. 
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ 
В отличном клубничном варенье. 
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке, 
Во ВТОРНИК - в томатной подливке, 
В СРЕДУ - в лимонном желе, 
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле. 
В ПЯТНИЦУ - в простокваше, 
в компоте и в манной каше… 
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала : - Я больше не в силах! 
Ужжжасно, ужжжасно устала, 
Но, кажется, чище не стала!
                               (Ян Бжехва) 

Помогут изучить дни недели следующие видео:
 https://www.youtube.com/watch?v=CcATy4qT3AM

Закрепление
Для закрепления  изучаемых понятий можно использовать игры.
 
В среду мы не хлопаем
Вы называете  любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!
 
Будь  внимательным
Вы называете  разные слова, в том числе и  дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.
 
Выходные  – будни
Если вы называете  будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в  игрушки, пишет, рисует. Если выходной – хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.
 
Кидаем  мяч
Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.
Игрушки и дни недели
Рассадите перед  ребенком 7игрушек и предложите раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает  и называет: «Зайчику – понедельник, лисичке – вторник и т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.
 
Вопросы-ответы
Садитесь с  ребенком на пол и катаете друг другу мяч. Вы спрашиваете, ребенок  отвечает:
- Сколько дней  в неделе?
- Назови два выходных дня.
- Как называется  второй, четвертый, третий, пятый  день недели?
- Какой день недели первый? 
- Какой день недели последний?
- Какой день  недели идет после среды? Перед  вторником?
- Какой день  недели спрятался между средой  и пятницей?
-Сколько в  неделе дней? Сколько выходных? Сколько  будней?
 
Карточки  с цифрами
У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете  день недели, ребенок показывает соответствующую  карточку, понедельник – 1, вторник  – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно  заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий