Страницы

понедельник, 15 февраля 2016 г.

Учим ребенка ориентироваться в пространстве

Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка ориентироваться в пространстве. Большинство детей в возрасте пяти – шести лет затрудняются ответить:  где лево, а где право. Как же научить ребенка этим, казалось бы, простым умениям?

Прежде всего, необходимо учить ребенка различать пространственные понятия, связанные со своим телом.

Для того чтобы развивать у ребенка понимание понятий «право-лево», можете пользоваться всевозможными приемами. Например, делая утреннюю гимнастику, во время проговаривания упражнений для ребенка, все время повторяйте: «Правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, повернулись направо, теперь налево».

Придумайте ориентир, по которому ребенок будет без труда понимать, где, например, правая рука.
Ориентир должен быть у ребенка всегда, поэтому у девочки это может быть браслетик, у мальчика — детские часы на руке.
Теперь методом исключения он будет определять, что та рука, на которой нет часов или браслета,— левая.

Затем необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя.

Поиграйте с ребенком в  следующую игру.

 «Где игрушки?»                               
Расставьте пять стульев таким образом, чтобы один был в центре, а четыре других стояли по кругу (спереди от стула, сзади, справа и слева). На стул, стоящий в центре посадите ребенка, а на остальные четыре посадите игрушки. Далее вы называете игрушку, а ребенок должен ответить, где она находится (спереди, сзади, справа и слева). Потом Вы меняете расположение игрушек и продолжаете игру.

Научите  определять местонахождение одних предметов относительно других. Закрепить знания можно с помощью игры:

«Где медвежонок?»
Поставьте три стула. На стул, стоящий в центре посадите любимую игрушку  (например, медвежонка). На второй стул посадите ребенка, а на третий стул сядьте сами. Задайте ребенку вопрос: «Где находится мишка от тебя?». Справа. А от меня слева. Почему? Потому что мы занимаем разное положение. А если я встану, как ты, - от меня будет справа».

«Регулировщик»
Пусть ребенок будет регулировщиком, а Вы автомобилистом. Смастерите жезл, а сами возьмите руль. Пусть ребенок встанет посередине комнаты, и будет показывать Вам жезлом направление движения, а также он должен произносить команды: направо, налево, вперед, назад. Затем можно поменяться ролями.

«Зеркало»                                                                           
Поставьте два стула друг напротив друга. На один стул сядьте сами на второй посадите ребенка. Объясните, что то, что вы будите делать правой или левой рукой, ребенок должен будет повторять за Вами той же рукой. Прикоснитесь рукой по очереди к правому, а затем к левому плечу, правой рукой к левому уху, левой рукой к правому колену, правой рукой к правому уху и т.д. Попросите повторить то же самое действие.

 «Робот»
Предложите поиграть в робота. Вы будите давать команды, а он исполнять. Например, иди вперед, поверни направо, подними левую руку, повернись налево. Потом можно поменяться ролями.

«Где звенит?»
Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик (или другой звучащий предмет), держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).
                                                    
Предложите следующие  развивающие задания:


Большую пользу приносят и  графические диктанты . Они полезны как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания.
Купите тетрадь с крупными клетками, дайте ребёнку хорошо заточенный мягкий карандаш, отметьте начальную точку на листе  и диктуйте. Например, «Одна клеточка вправо» (ребенок  отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии) .


1 комментарий: